ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Повышение релевантности содержания школьного курса информатики требованиям образовательного стандарта в условиях современной информационно- образовательной среды



Автор: Леонова Елена Анатольевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Медаль "За службу образованию"
Челябинский государственный педагогический университет
Проектируемое содержание школьного курса информатики в условиях введения ФГОС должно в полной мере соответствовать требованиям Стандарта, другими словами, быть релевантным. Инструментом, обеспечивающим релевантность учебной программы курса, проекта урока, может стать электронная модель содержания образования, как один из компонентов современной информационно-образовательной среды школы.
Персональный компьютер – это интеллектуальный помощник педагогического работника, а не ТСО XXI века Д.Ш. Матрос

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее Стандарт) задает критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, характеризует планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы общего образования [3]. При этом Стандарт ограничивается только обозначением образовательных результатов, не раскрывая технологию их достижения. Планирование содержания курса информатики в соответствии с заданными результатами обучения становится для учителя актуальной задачей.

Степень соответствия учебной программы или проекта урока идеальным, с точки зрения реализации Стандарта, разработкам, по нашему мнению, можно определить как релевантность. Это понятие в области информационно-поисковых систем означает меру близости между реально полученными документами и тем, что следовало бы получить из системы.

Гарантия релевантности содержания курса информатики определяется тем, насколько процесс его проектирования подчинен целенаправленному отбору содержания учебного предмета, насколько полно учитель владеет информацией о планируемых результатах освоения образовательной программы, значимых в рамках изучения темы урока; о внутрипредметных и межпредметных связях элементов содержания предмета; о текущей успеваемости и индивидуальных особенностях учащихся.

Современная информационно-образовательная среда (ИОС) школы предоставляет учителю возможность быстрого поиска необходимой в педагогической деятельности информации, хранящейся в базах данных, базах знаний. С этой целью в состав ИОС включается «Электронная модель содержания образования» - программное средство, разработанное компанией ООО «Матроссофт». Один из основных принципов, на которых основывается данная разработка, – «В школе должна создаваться база знаний, а не база данных» [2]. Это предполагает, что в памяти компьютера хранятся не только всевозможные данные о содержании образования, ученике, учителе, но и правила работы с этими данными.

В электронной модели содержания образования [1] представлены требования Стандарта, а также материалы сопровождающих документов. Всоответствии с примерной программой отражается содержание базового курса информатики. Предметные темы (дидактические единицы) курса связаны между собой, с планируемыми результатами освоения учебной программы, с элементами научного знания из фундаментального ядра. Планируемые результаты освоения учебной программы имеют связи с целями формирования универсальных учебных действий, а также с результатами освоения образовательной программы. Фрагмент содержания курса информатики в электронной модели представлен на рисунке.

Рис.1. Фрагмент содержания базового курса информатики в электронной модели

Рис.1. Фрагмент содержания базового курса информатики в электронной модели


Отчет по предметной теме позволяет получить учителю полную информацию о ее роли и месте изучения. Для примера рассмотрим дидактическую единицу «Кодирование текстов. Кодовая таблица» из раздела «Информация и способы её представления». Сведения о ее связях (входящих и выходящих) с другими дидактическими единицами позволяют выявить опорный учебный материал («Алфавит. Символ («буква»)»), а также те темы, изучение которых требует освоения данной дидактической единицы: «Представление текстов в компьютерах. Двоичный алфавит», «Архивирование и разархивирование», «Обработка текстов».

Кроме того в отчете содержится информация о планируемых результатах освоения учебной программы, достижение которых обеспечивается дидактической единицей. В нашем случае результаты представлены следующим образом: «Выпускник научится кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице»; «Выпускник получит возможность познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами». Знание результатов освоения темы позволяет учителю выделить главное в учебном материале, планировать деятельность учащихся, ориентированную на достижение конкретных целей.

Модель предусматривает включение различных авторских учебных программ. При этом установление связей элементов содержания авторских учебных программ с дидактическими единицами примерной программы позволяет выявить особенности авторской программы, определить степень ее соответствия требованиям Стандарта. Предусмотрена также автоматизация тематического планирования: разработка темы осуществляется путем отбора дидактических единиц, а все необходимые сведения по теме генерируются автоматически. Проектирование вариативной части содержания образования на основе электронной модели обусловливает ее представление в парадигме Стандарта, обеспечивая при этом наглядные средства анализа школьного компонента.

Все это позволяет рассматривать такой компонент информационно-образовательной среды как интеллектуального помощника учителя информатики в повышении релевантности содержания школьного курса информатики требованиям ФГОС.

Список использованных источников
  1. Леонова Е.А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта // Народное образование. 2011. №2. С. 174-181.
  2. Матрос Д. Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного монито-ринга. М.: Центр педагогического образования, 2008. 288с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48с.
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ТРЕБОВАНИЯ ФГОС, РЕЛЕВАНТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА, ЭЛЕКТРОННАЯ МОДЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.