ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА



Автор: Бутова Вера Николаевна, Кандидат педагогических наук, Доцент, Грамота Министерства образования и науки РФ
Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Региональный финансово-экономический институт"
В статье рассматривается вопрос формирования информационно-образовательной среды вуза и профессиональных компетенций выпускников в контексте применения программных продуктов с открытым кодом.

В настоящее время информационно-образовательная среда рассматривается как один из основных элементов системы высшей школы наряду с содержанием образования, образовательным процессом и субъектами образовательного процесса. Информационная среда формируется совокупностью средств коммуникации, и ее обновление и пополнение осуществляется современными информационными технологиями с применением различных программных продуктов [1].

Так в Региональном финансово-экономическом институте в ходе изучения курса «Бюджетная система РФ» реализуется компьютерный практикум на основе программного комплекса с открытым кодом (СПО) «БАРС-Бюджет».

Программный комплекс доступен для скачивания на сайте разработчика www.bars-open.ru и предназначен для полной автоматизации бюджетного учета в организациях различного типа (в том числе бюджетных, автономных, а при должной настройке и частных). Его особенность в том, что он представляет широкий спектр возможностей: от регистрации первичных учетных документов, расчета заработной платы, составления соответствующих налоговых регистров, формирования бухгалтерского баланса и учета лимитов бюджетных обязательств.

Инструкционно-технологическая карта, разработанная преподавателями кафедры, позволяет студентам успешно установить комплекс на своих компьютерах и выполнять различные типы заданий. В первую очередь это задания, направленные на отработку и заполнение различных бухгалтерских форм, хранящихся в справочниках.

Работа со справочниками может осуществляться в двух режимах: режиме просмотра и редактирования, который открывается при помощи главного меню программы; и в режиме выбора элемента справочника, открываемого только при вводе реквизита документа или реквизита другого справочника нажатием соответствующих кнопок в диалоговом окне программы. Все справочники, используемые в процессе ведения учета, подразделяются на 2 группы: общие и специфические.

Общие справочники используются всеми участками учета программы (бухгалтерия, персонал, питание и т.д.).

Специфические справочники используются только одним определенным участком учета программы, например разделом «Бухгалтерия».

В ходе компьютерного практикума студенты подробно знакомятся с возможностями каждого из представленных справочников и выполняют контрольные задания на закрепление в каждом изученных возможностей.

Например, встроенный модуль «Бухгалтерия» на основе справочника «План счетов», рис. 1, позволяет пользователю добавлять в справочник новые счета.

Рис. 1. Диалоговое окно справочника «План счетов»

Эта процедура достигается нажатием кнопки «1» диалогового окна рис.1. В результате получаем диалоговое окно добавления записи, рис. 2.

 

 

Рис. 2. Диалоговое окно «Добавить запись» справочника «План счетов»

В открывшееся диалоговое окно «Добавление» вводится новый счет, рис. 3.

Рис. 3. Диалоговое окно «Добавление» справочника «План счетов»

Для удобства заполнения справочника учрежденийи справочника кредиторов и дебиторовиспользуется справочник банков, к которому можно обратиться с помощью команд, представленных рис. 4.

Рис. 4. Диалоговое окно ввода справочника банков

Для оформления кассовых операций предназначены документы «Приходный кассовый ордер» и «Расходный кассовый ордер», которыми оформляются соответственно поступление и выбытие наличных денежных средств.

В «БАРС-Бюджет» существует полезная функция автоматического пересчета остатков по счетам. Пересчет осуществляется при любых изменениях остатков, регистрации новых документов и т. д.

Для основных средств в комплексе отведен целый раздел в пункте меню «Бухгалтерия», рис. 5.

C:\Users\4FF9~1\AppData\Local\Temp\SNAGHTML6bec24.PNG

Рисунок 5. Диалоговое окно ввода основных средств справочника

«Бухгалтерия»

Это лишь отдельные из возможностей комплекса «БАРС-Бюджет», которые мы затронули в рамках данной статьи.

В завершении изучения компьютерного практикума студенты выполняют итоговую зачетную работу с индивидуальными исходными данными для каждого студента на: формирование приходного кассового ордера; заявления на ИНН; авансового отчета; трудового договора для одного из сотрудников бюджетного учреждения.

Изучение программного комплекса в рамках компьютерного практикума к курсу «Бюджетная система России» позволяет не только расширить границы информационно-образовательной среды вуза, среды электронного взаимодействия, но и что не менее важно – сформировать профессиональные компетенции бакалавра по направлению подготовки 080100 «Экономика».

Список использованных источников
  1. В.Н. Бутова. 1. О некоторых подходах к формированию среды электронного взаимодействия // Материалы XII Международной научно-методической конференции «Информатика: проблемы, методология, технологии. Воронеж, 7-8 февраля 2013 г.: в 4 т. / Воронежский государственный университет; торгово-промышленная палата Воронежской области; НОЦ «Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах». – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. С.84-88 X
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  Информационно-образовательная среда вуза, свободное программное обеспечение, компетенции, программные продукты.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.