ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)



МОУ "Сернурская полная общеобразовательная школа №2"
Одна из основных задач ПНП "Образование" - стимулирование реализации программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов. Два года работы в данной области позволили приобрести некоторый опыт и навыки, с которыми делюсь в статье. Также знакомлю с преимуществами и недостатками дистанционной формы обучения.

Одной из новых задач приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году стало стимулирование реализации во всех субъектах Российской Федерации программ по развитию дистанционного образования детей-инвалидов, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющих возможности посещать образовательные учреждения. В Республике Марий Эл Центр дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов расположен при ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский».

Проработав более двух лет в дистанционном обучении детей-инвалидов, хочу поделиться опытом работы. В 2010 году прошла курсы по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий» в объеме 72 часа при Московском институте открытого образования и приступила к работе. Для организации дистанционного обучения Центр обеспечивает подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет с достаточно хорошей скоростью, а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированного с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов. Родители с детьми также проходят обучение по использованию компьютерной техники (Apple) и компьютерных программ (Макинтош). Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование. Процесс обучения детей проводится через программу Скайп, где зарегистрированы все участники ЦДО.

В начале учебного года Центр выкладывает на сайте нагрузку учителей на текущий учебный год, по которому между учителями и школами, где числятся дети-инвалиды, заключается договор на работу по совместительству на один учебный год. Один учитель может работать с детьми из нескольких районов республики, т.к. программа Скайп предоставляет возможность общения с людьми из любой точки планеты Земля. Далее составляется расписание занятий по договоренности с детьми и их родителями. Также Центр предоставляет доступ к онлайн учебникам по учебным предметам на сайте «Центр образования «Технологии обучения». Это что касается технической и организационной стороны дистанционного обучения детей с ОВЗ.

В текущем году я работаю с шестью детьми-инвалидами 3, 4, 6, 8 и 10 классов из Советского, Оршанского, Юринского и Горномарийского районов. Дети имеют разные проблемы со здоровьем: ДЦП, сердечно-сосудистые, психологические заболевания, проблемы со зрением, поэтому они нуждаются в особых способах подачи информации. Нужно создание особых условий, а именно: изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Необходимо изменение типа выполнения задания: вместо письменного — устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере. Важно и другое: нельзя думать о ребенке как о больном. Главное, что вся деятельность ориентирована на повышение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности.

Онлайн учебники предоставляют разные средства для этого. Например, учебники английского языка включают множество ситуационных, тематических и страноведческих видео- и аудио материалов, интернет-ссылки на игры и тренажеры по грамматике английского языка. На сайте «Центр образования «Технологии обучения» предлагается подбор заданий для 4-11 классов, отвечающих требованиям государственного стандарта и разработанных на основе учебников авторов Никитенко З.Н. и Безукладников К.Э. (4 класс), О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой (5-9 классы), В.Г. Тимофеева, А.Б. Вильнера, И.Л. Колесниковой и других «Up&up» (10-11 классы) и по учебникам В.П. Кузовлева (5, 6 классы).

Кроме этого на сайте есть службы консультаций по английскому языку для начального, среднего и старшего звена для углубления знаний или закрепления пройденного материала по грамматике языка. Дополнительные курсы разработаны для учащихся среднего звена («Английский язык по индивидуальным программам») и старшеклассников («Английский язык (старшеклассники»). Курс «Английский язык по индивидуальным программам» позволяет пройти программу 5-7 классов в ускоренном режиме за 1 год. Он разработан на основе учебников "Английский язык. 5 класс (1-й год обучения)", "Английский язык. 6 класс (2-й год обучения)", "Английский язык. 7 класс (3-й год обучения)", созданных авторами О.В. Афанасьевой и И.В.Михеевой. Курс «Английский язык (старшеклассники)» является прекрасной программой подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ, участию в олимпиадах и конкурсах по английскому языку. Он состоит из 32 уроков, дополненных заданиями конкурса «British Bulldog» (9-11 классы), Интернет-карусель по английскому языку, «Тайна английского языка» (с 5 по 9 классы), демонстрационными тестами МГЛУ 7-8 классы, олимпиадами «Покори Воробьевы горы», «Ломоносов — 2010», «Оксфордское качество» и дает ссылку на сайт для участия в научно-практической конференции «Лингва». Еще один курс на сайте — «История Англии» — увлекательное и полезное чтение замечательной книги великого английского писателя Ч. Диккенса "A Child’s History of England". Текст снабжен постраничным словарем и упражнениями, направленными на проверку понимания, отработку лексики и грамматических структур, на развитие навыков чтения, говорения, аудирования.

Насыщенное содержание онлайн учебников сайта позволяет обучать детей на соответствующем современным требованиям уровне и соблюсти все дидактические принципы компьютерных технологий передачи информации и общения:

  • принцип активности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип индивидуальной формы учебной работы;
  • принцип мотивации;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип эффективности.

Наряду со всеми перечисленными положительными сторонами следует отметить и отрицательные. Занимаясь большую часть времени урока за компьютером, нарушается момент здоровьесбережения учащегося, несмотря на физкультминутки и другие приемы работы учителя для отвлечения ребенка от монитора. Второй «минус» дистанционного обучения — отсутствие возможности организации реальной парной или групповой работы, контакта и коммуникации с другими обучающимися. Следующий немаловажный фактор — Интернет-связь, с которой связана слаженная работа программы Скайп. Несмотря на высокоскоростную Интернет-связь, техника остается техникой и на нее могут влиять различные факторы, которые могут сбивать темп работы или даже вовсе прерывать ее.

Дистанционное обучение значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение учащимися основной общеобразовательной программы начального общего, среднего общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме. Российский и зарубежный опыт убедительно свидетельствуют о том, что дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий является эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому.

Список использованных источников
  1. http://edu-lider.ru/pedagogicheskaya-texnologiya-distancionnogo-obucheniya-2/
  2. http://www.ug.ru/archive/34377
  3. http://gov.mari.ru/main/news/rep/educ/2009/0209_1.phtml
  4. http://my18.ru/rcdo
  5. http://iclass.home-edu.ru/
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.