ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Опыт дистанционного обучения на примере международных проектов



Автор: Корухов Станислав Васильевич, Кандидат физико-математических наук
Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
В работе рассмотрены и проанализированы несколько проектов с зарубежными странами и СНГ, в которых участвуют студенты кафедры и факультета. Занятия выполняются в рамках учебного процесса, семинаров в соответствии с направлением обучения студентов. Приведено описание применения программно-аппаратных средств и сервисов для решения задач в образовательном цикле для конкретных целей учебных занятий.

Вопросами дистанционного обучения в МГУ им. М.В.Ломоносова начали заниматься в 90-х годах прошлого столетия. С 2001 года на факультете Иностранных языков и регионоведения открыт Центр дистанционного обучения (http://dist.ffl.msu.ru). Сайт ориентирован на подготовку и сдачу ЕГЭ и вступительных экзаменов Доступны разделы для абитуриентов, курсы английского языка для делового общения и методика обучения иностранным языкам.

В 2007 году открыта кафедра Лингвистики и информационных технологий для развития инновационных методов в образовании и ехнологий дистанционного обучения в учебном процессе.

Программа совместно с Университетом SLIPPERY ROCK, США, (http://www.sru.edu) c 2006 года позволяет студентам осваивать вопросы культурологии на примерах художественных фильмов, понять обычаи и традиции двух стран.

С 2007 года с Университетом г. Квинсленд, Австралия работает программа по обмену опытом преподавателей. Преподаватели читают курс лекций из России и Австралии попеременно о российских и австралийских поэтах и писателях прошлого века, о культуре и литературе для совместной аудитории студентов.

Сотрудничество с Университетом SUNY, штат Нью-Йорк, США, дает возможность студентам выполнять совместно общую работу и защищать ее на семинарах. Преподаватели оценивают полученные знания на совместных занятиях в дистанционном режиме.

Интересный проект – программа Глобальное Взаимопонимание (Global Understanding), инициированной Университетом East Caroline University, США, в 2006 году. Московский Университет стал одним из первых четырех ВУЗов мира, где стартовала программа. Идет обсуждение многих вопросов, составляющих сегодня основу духовной жизни общества: о традициях, обычаях, студенческой жизни и самобытной культуре своих народов.

Занятия проходят в режиме видеоконференции, два раза в неделю по 70 минут. За семестр удается встретиться с 3 университетами, с каждым по 5 – 6 занятий. Круг обсуждаемых вопросов регламентирован и контролируется преподавателями. По окончании студент обязан написать краткое эссе и представить его для отчета. Занятия включены в сетку учебного процесса студентов 2-го курса, в группе работает 14 – 20 человек. По результатам работы студенту выдается сертификат. На сегодня к программе присоединилось 42 университета, их них 4 ВУЗа из России. Обучение охватывает вопросы культуры, религию, нравы, обычаи и традиции. Диалог проходит между студентами без вмешательства преподавателей. Рабочим языком всех встреч является английский.

В 2008 году на базе этих университетов была образована ассоциация Global Partners in Education (http://thegpe.org), которая на своих ежегодных конференциях обсуждает важнейшие совместные вопросы по образованию, корректирует работу программы, издает свой электронный журнал. Во время работы 5-й конференции «Глобальное партнерство в образовании», которая состоялась 7-11 мая 2012 года в Гринвилле (Северная Каролина, США), факультет Иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, в лице представителя факультета профессора Аллы Леонидовны Назаренко, получил высшую награду – диплом «Лучший университет — участник»(Institution of Excellence) за большой вклад в творческое развитие Международного телекоммуникационного образовательного проекта “Global Understanding”.

Третий год развивается телекоммуникационный проект «Семейные традиции и ценности» между странами СНГ (Россия, Украина, Беларусь и Казахстан). Для каждого государства семья остается основой общества, где формируется мировоззрение и национальное самосознание а фольклор отражает национальный менталитет. Поэтому раскрытие граней национальной культуры через знакомство с этой стороной жизни позволяет нам лучше узнать и понять друг друга. Проект заканчивается совместной встречей сторон в режиме видеоконференции, где студенты показывают свои наработки в виде короткого выступления перед всеми участниками. Это всегда бывает очень интересно, с демонстрацией национальных особенностей культур и традиций. Проект выполняется на русском языке.

В работе над проектами задействованы: видеосистемы LifeSize, Tandberg, система TrueConf (http://www.trueconf.ru), программа SKYPE. Для поддержки учебного процесса запущен сервер поддержки дистанционного обучения на базе системы MOODLE (http://moodle.ffl.msu.ru). По итогам работы данного направления раз в два года кафедра организует международную конференцию «Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации», последняя 5-я состоялась летом 2012 года. Всю информацию можно получить на указанных выше сайтах или на сайте факультета Иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу http://www.ffl.msu.ru.

Тип выступления  Устное выступление
Ключевые слова  Дистанционное обучение, технологии, видеоконференции

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.