ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Интеграция общего и дополнительного образования в развитии логического мышления учащихся в предметной области «Математика»



Автор: Кутасова Лидия Сергеевна, Почетный работник общего образования
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский" Республики Марий Эл
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».

Модернизация системы образования предполагает обеспечить новым современным качеством образования, которая направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций. С учетом требований ФГОС необходимо реализовать компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний и умений, освоение универсальных учебных действий.

Перед учителем математики стоит нелегкая задача: дать ребенку не только научные знания, но и ознакомить учащихся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями, научить строить математические модели реальных процессов, которые позволяют правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Работаю над темой «Интеграция общего и дополнительного образования в развитии логического мышления учащихся в предметной области «Математика». Цель работы: формирование логического и критического мышления обучающихся, применяя образовательные технологии.

Тема развития логического мышления на уроках математики всегда остается актуальной. Часто знания учащихся сводятся лишь к применению готовых алгоритмов, формальным манипуляциям над сложными выражениями и понятиями и далеки от жизненных ситуаций, они не умеют решать практико-ориентированные задачи. Исходя из этого, мною составлены проект «Логическое мышление как фактор развития ученика»(на базе 5б класса в 2011 году была открыта экспериментальная площадка). Реализация проекта осуществляется по модели «Развитие логического мышления». Работа ведется по направлениям: урочная и внеурочная деятельность.

В направлении урочной деятельности:

  • Проведение уроков занимательной математики по субботам, для этого составлена программа «Серииуроков занимательной математики».
  • Решение логических текстовых задач.
  • Нетрадиционные уроки: урок – КВН, урок творчества, интегрированный урок и др.
  • Участие учащихся в различных олимпиадах, конкурсах.
  • Создание мини-проектов, выступления с докладами на уроках.

В направлении внеурочная деятельность:

  • 5 класс - еженедельная домашняя математическая олимпиада.
  • Участие в интеллектуальных  играх.
  • Совместная работа с родителями. Для игры во время перемен ими закуплены шашки, шахматы, логические игры.
  • Посещение шахматного кружка «Белая ладья». Члены данного кружка пришли к выводу: «Шахматы + логика + математика = успех».
  • Проведение познавательных  классных часов по математике. Учащиеся сами ищут материал, выступают с   презентациями.
  • 6 класс - занятия в Интернет кружке «МетаШкола.

В основании пирамиды образовательных технологий  расположила знания обучающегося, его представление о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, дающее важнейший аппарат и источник для дальнейшего развития. Грани пирамиды представляют современные технологии: проблемно-поисковая, технология развития логического и критического мышления, проектная деятельность,  технология запоминания правил, ИКТ. Применяемые технологииспособствуют высокой мотивации к учению, способности к творческому саморазвитию, критическому и системному мышлению, межличностному взаимодействию и сотрудничеству.Вся работа направлена на достижение результата – выпустить из школы мотивированного выпускника, у которого сформированы регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные умения (это верхнее основание пирамиды). Напрашивается вопрос: почему пирамида усеченная? Ответ прост – обучение и развитие ребенка не заканчивается в стенах школы, а имеет свое продолжение. Как пирамида не может существовать без какой-либо грани, так и применение какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создаст максимально эффективных условий для раскрытия и развития способностей обучающихся. Количество граней может изменяться в зависимости от конкретной ситуации. 

Интеграция общего и дополнительного образования в развитии логического мышления учащихся создает условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями, помогает в социальной адаптации и профессиональном самоопределении школьников. Результат работы по составленной модели – это мотивированный на творчество и инновационную деятельность выпускник с УУД.

Мною проведен сравнительный анализ итогов контрольных работ по математике, успеваемости по остальным предметам учащихся, посещавших шахматный кружок и не посещавших кружок.Анализ показал, в результате игры в шахматы средний балл увеличился на 8%; качество знаний — на 9%: успеваемость — на 14%.

Сравнительный анализ контрольных работ в 5Б и 5В, 6Б и  6В классах показал, что за 2011-2012 г и 2012-2013 г в результате целенаправленной работы по развитию логики у учащихся 5Б (6Б) класса результаты выше, чем у учащихся 5В (6В) класса:   средний балл на 0,45; качество знаний — на 24%: успеваемость — на 6%.

Список использованных источников
  1. http://standart.edu.ru/
  2. Мордкович, А.Г. Пособие для учителя – М.: Мнемозина, 2004.
  3. Мордкович, А.Г. Алгебра 7 класс – М.: Мнемозина, 2009.
  4. Гик, Е.Я. Шахматы и математика – Москва.: Наука, 1983.
  5. Ким, Н.А., Мазурова, Н.И. Алгебра 7–9 классы. Рабочие программы по учебникам А.Г.Мордковича, П.В.Семенова – Волгоград.: Учитель, 2012.
  6. Кутасова, Л.С., Таныгина, З.С. Уроки занимательной математики – Йошкар-Ола.: Педагогическая инициатива, 2006.
  7. Альмахова З.Н., Макеев А.Б. Внеклассная работа по математике. – Саратов.: Лицей, 2003.
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.