ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Дистанционная школа как форма организации непрерывного сопровождения одаренных детей



ГБОУ Республики Марий Эл "Многопрофильный лицей-интернат"
С 2009 года на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат» функционирует Центр по работе с одарёнными детьми. С 2010 года в Центре ведется дистанционное сопровождение одаренных детей средствами сайта ruemcenter.ru, а в 2012 году была открыта дистанционная школа Центра.

Одним из основных направлений развития современного образования является создание единой электронной образовательной среды как необходимого условия повышения качества образования. Сетевое взаимодействие уже давно вошло в нашу повседневную жизнь, и не использовать его возможности в образовательных целях было бы крайне нерационально. В 2010 году в ГБОУ Республики Марий Эл «Многопрофильный лицей-интернат» в рамках программы информатизации лицея была разработана программа сопровождения одаренного ребенка получающего образование с использованием технологий дистанционного обучения, в которой были подробно описаны формы и средства взаимодействия участников образовательного процесса, а также их роли. Следующим шагом в реализации программы сопровождения одаренных детей стало открытие в 2012 году дистанционной школы Центра. Основные задачи открытия школы: организация непрерывности обучения, расширение контингента обучающихся за счет дистанционных форм взаимодействия и обеспечение стабильности состава учебных групп в Центре. Преподавателями ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» разработаны авторские образовательные программы по пяти профилям (математика, физика, химия, русский язык, биология), часть материала которых вынесено на дистанционное обучение.

В этом учебном году в дистанционной школе Центра обучалось 252 ребенка с 8 по 10 класс. Это 14 групп, из которых 5 являются смешанными, где обучаются дети, приезжающие в Центр на очные сессии 3 раза в год. Также в смешанной группе обучаются дети, которые не приезжают на очные сессии, и обучаются исключительно в дистанционной форме. Таким образом, дети, не прошедшие по каким-либо причинам на очно-заочное обучение в Центр по работе с одаренными детьми и имеющие мотивацию к получению новых знаний, могут обучаться в заочной форме, при этом, если такие ученики по итогам дистанционных контрольных работ демонстрируют лучшие результаты, чем те, кто обучается очно-заочно, то они получают возможность занять место в очно-заочной группе и приглашаются на очную сессию. Таким образом, частично решается проблема стабильности состава обучающихся, т.к. те, кто по какой-либо причине не смог явиться на очную сессию, имеют возможность продолжить обучение в дистанционной форме. Еще одним несомненным плюсом открытия дистанционной школы явилась возможность обучения одного и того же ребенка сразу по нескольким профилям. Следует отметить, что немалую роль в обучении одаренных детей играют учителя-наставники, которые курируют работу на местах. Подать заявку на обучение в дистанционной школе Центра могут обучающиеся 7-х классов в период с августа по сентябрь на сайте www.ruemcenter.ru.

 

Формированием электронной образовательной среды для одаренных детей Республики на сайте Центра занимаются преподаватели ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» и методисты Центра. Площадкой для размещения ЭОР является форум, ставший главным функциональным элементом сайта. Для каждого из профилей создан отдельный кабинет, где в межсессионные периоды преподаватели публикуют ссылки на ЭОР в сети Интернет, литературу, задания для самостоятельного выполнения и многое другое. Дистанционное взаимодействие в дистанционной школе построено главным образом на сетевом общении субъектов образовательного процесса. На форуме в настоящее время накоплен уже весьма обширный банк олимпиадных задач. Сайт предоставляет возможность как общения посредством личных сообщений, так и организацию публичных обсуждений различных научных или околонаучных тем. Также предоставлена возможность общения по электронной почте путем отправления письма с прикрепленным документом, например, выполненным домашним заданием, от ученика к преподавателю. Для детей, посещающих очные сессии, организуются занятия в компьютерной лаборатории с целью моделирования сетевого общения. Дети садятся за компьютеры, заходят на сайт, преподаватель делает то же самое, все они в это время учатся общаться друг с другом средствами сайта так, как это будет происходить в межсессионные периоды. Дети, которые учатся исключительно в дистанционной форме, получают необходимые инструкции, чтобы не отставать от своих одногруппников. Другими полезными не только для детей, но и для педагогов ресурсами сайта являются: архив олимпиадных задач всех уровней, материалы для подготовки к олимпиадам, копилка внеклассных интеллектуальных мероприятий и коллекция видеоуроков.

Одним из ключевых элементов взаимодействия в дистанционной школе стали в этом году вебинары, т.е. своего рода онлайн семинары или уроки, наиболее привычная форма взаимодействия для учеников и учителя, но с использованием сетевых информационных технологий. Центр по работе с одаренными детьми при поддержке ГБОУ РМЭ «Научно-методический центр профессионального образования» в 2012-2013 учебном году провел серию вебинаров для одаренных детей Республики на основе портала DeskWork. 

Список использованных источников
  1. Анисимов А.М., Работа в системе дистанционного обучения Moodle - Учебное пособие.2-е изд. испр. и дополн.– Харьков, ХНАГХ, 2009. - 292 стр.
  2. Мясникова Т.С., Мясников С.А., Система дистанционного обучения MOODLE.- Харьков, 2008.-232 с.
  3. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle Издательство: ТТИ ЮФУ, 2008 Мягкий переплет, 146 стр
  4. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2006.
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.