ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ



ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Марийский радиомеханический техникум"
В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека — определяющим фактором, изменяются требования к системе образования и профессиональной деятельности учителя. Могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. Надо уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира. «Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому — я научусь» (Древняя китайская мудрость).

При подготовке к уроку с использованием  ИКТ  учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей. При отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

В настоящее время достаточно много разработано автоматизированных обучающих систем по дисциплинам. С помощью АОС обучающийся имеет возможность на персональном компьютере изучить технические характеристики, конструкцию и работу узлов установки и всего агрегата в целом, а также проверить степень усвоения учебного материала.  В своей практике я применяю контрольно — обучающий курс «Безопасность» в преподавании дисциплины «Промышленная безопасность». Это профессиональная программа и  позволяет: 

  • подобрать учебный материал для обучения в соответствии с его темой;
  • выбрать или создать новые методики обучения;
  • демонстрировать или не демонстрировать правильный ответ;
  • задать параметры тестирования знаний учащегося и по его результатам составить индивидуальную программу подготовки;
  • получить рейтинг по результатам тестирования.
  • занятие можно проводить в режиме работы: обучение,   самоподготовка, тестирование.

Работа студента с данной программой дает возможность овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионально использовать информационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

При обучении большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИТ. Их относят к этой группе методов, так как на уроках чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе MicrosoftPowerPoint. Поэтому наиболее приемлемым способом использования ИТ; на уроках мною выбрано создание авторских презентаций и использование готовых из сети Интернет. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, так как именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретной группы, конкретного курса, учебной темы. Использовать презентацию можно на любом этапе урока:

  • на этапе мотивации;
  • этапе актуализации знаний, умений и навыков;
  • этапе изложения новых знаний;
  • этапе закрепления, обобщения и систематизации;
  • этапе контроля знаний.

В результате использования мною информационных технологий на уроках у учащихся наблюдается: повышение интереса к изучению предмета, более полное усвоение теоретического материала.  

Для понимания студентами сущности и социальной значимости будущей профессии в своей педагогической деятельности использую видеофильмы. Один из примеров это интерактивный видеофильм «Газоопасные работы на объектах МГ», где представлен комплекс тематических блоков, включающих основные разделы:

производство газоопасных работ на объектах МГ;

организация безопасного проведения газоопасных работ на объектах МГ;

проведение газоопасных работ (практические примеры). Посредством практических примеров показывается ответственность принятия решений в нестандартных ситуациях в профессиональной деятельности и способность брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Все это свидетельствует о том, что данная технология дает положительные результаты у учащихся.

Наглядность, как говорилось выше, играет важную роль на уроке. Все реже учитель пользуется мелом, чаще и современнее стало использовать электронную наглядность.

К изготовлению наглядных пособий привлекаю и студентов, что дает возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.

Они с большим удовольствием выполняют работу по сбору и оформлению информации. Виды работ, выполняемые студентами: презентации на различные темы,  диаграммы и схемы, фотопрезентации, доклады и рефераты, составление плана и конспекта.

При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.

Таким образом, использование информационных  технологий это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.  ИКТ позволяют показать любой процесс в развитии, в действии; наглядно изобразить объекты, изучаемые на уроке; показать необходимые географические координаты на картах; приборы и оборудование, используемое на производстве и многое другое. Считаю, что использование ИКТ на уроках помогает не только учащимся усвоить учебный материал, но и творчески развиваться учителю.

Список использованных источников
  1. «ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html
  2. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.