ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

РОЛЬ УЧЕБНОГО СЕТЕВОГО ПРОЕКТА «СТОРОНА МОЯ НЕПРИМЕТНАЯ» В ФОРМИРОВАНИИ УУД ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ



Авторы: Софронова Светлана Витальевна 1, Почетный работник общего (начального, среднего профессионального) образованияАкпулатова Светлана Александровна 1
1 МОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский" Республики Марий Эл
Аннотация Данная статья посвящена роли учебного сетевого проекта в формировании коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий обучающихся начальных классов. Авторы статьи делятся опытом сотрудничества учащихся, педагогов и родителей образовательных учреждений Советского района.

В ФГОС нового поколения  четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Для достижения обозначенных результатов  огромную роль играют образовательные технологии, в частности технология проектов. Достаточно широкие возможности для проектирования у обучающихся универсальных учебных действий предоставляет информационно- образовательная среда. В формировании  УУД в условиях медиапространства   принадлежит сетевым проектам.

Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности. Основной специфической особенностью сетевого проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.

Основным видом деятельности при этом является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов.

Обучающиеся начальных классов образовательных учреждений Советского района под руководством своих учителей-руководителей проекта и при непосредственном участии своих законных представителей-родителей в рамках сетевого муниципального проекта «Сторона моя неприметная» получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, знаниями праздников и обрядов народа мари, пообщаться со сверстниками своего муниципального района. Проект был приурочен к празднованию дня рождения Советского района (25 января 1935 года основан Советский район). Использование краеведческого материала позволяет формировать  общеучебные  умения и навыки, а также способы деятельности, привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края пользователей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины в сети Интернет; дополняет комплекс мероприятий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за свою республику, ответственности за её судьбу.

Цель проекта: формирование у младших школьников, родителей и педагогов навыков участия в сетевых образовательных проектах, воспитание  чувства патриотизма уважения и любви к родному краю.

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования у учащихся коммуникативных умений, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества;
  • способствовать развитию навыков работы с различными источниками информации: справочная и художественная литература, сеть Интернет, энциклопедические сборники;
  • создать условия для развития творческого потенциала, ИКТ-компетентности школьников, педагогов и родителей;
  • развивать чувства долга и ответственности за свои поступки; поощрять творческие  способности учащихся.

Этапы проведения проекта

Сроки проведения: с 17.12 .2012г.  по  28.01.2013г.

1 этап: «Подготовительный»

Подготовка документации для работы над проектом, определение сроков проекта, выбор ответственного за ведение проекта и его управление. Создание команды, название, эмблемы. Представление    команды в презентации «Визитная карточка».

2 этап: «Основной» 

Создание форума для сетевого общения с подробной инструкцией работы на нем, разработка шаблона сайта "Сторона моя неприметная" и наполнение страничками команд-участников проекта по  разделам:

  1. Виртуальная экскурсия по  своей школе». На данной странице рассказывают о школе с помощью слайд-шоу «Родная школа» с 22-27 декабря
  2. «Стоп кадр» с 05-10 января. Участие в праздновании марийского праздника «Шорыкйол»
  3. «Мы ими гордимся» с 11-15 января. Пишут  о   земляках очерк, репортаж или интервью, используя программу MS Word. В документе используются фотографии. В конце проекта все работы команд собираются в виртуальной книге «Мы ими гордимся».
  4. Самые, самые, самые с 16-20 января. Знакомство участников других команд с  самыми интересными местами, географическими объектами, животными, растениями... Составление книга.
  5. Музыкальная открытка.  с 21-25 января. Создание музыкальных открыток  в Интернете Плэйкастом. Соединяя в единое творение стихи, фотографию, музыку.

3 этап: "Заключительный"

Рефлексия

  1. Оценка работы команд
  2. Праздник «Сторона моя неприметная»
  3. Награждение команд.

Итоги проекта

Организация и участие в сетевых проектах показали, что сетевые проекты способствуют формированию, развитию и реализации в интерактивном режиме следующих личностных качеств учащегося: развитию творческого потенциала; мотивации к учению; навыков самостоятельной работы, опыта творческого мышления; предметных и надпредметных знаний и умений.

Список использованных источников
  1. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом "Камерон", 2004.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Издательский центр "Академия", 2007.
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.