ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

«Электронные учебные комплексы в преподавании учебных предметов»



1 Марийский государственный университет

«Электронные учебные комплексы в преподавании учебных предметов»

Современные информационные технологии не стоят на месте, а прогрессируют к новым открытиям и начинаниям. Применение таких технологии является неотъемлемой частью системы образования, предоставляющей широкий спектр возможностей для обеспечения учебного процесса.

Методика применения информационных технологий позволяет внедрить новые способы организации управляемой аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одним из таких способов является активное применение качественных учебно-методических комплексов, учебных пособий, пособий-тренажёров, лабораторных работ, материалов самоконтроля и итогового контроля, систем оперативной регистрации активности обучающихся. В совокупности к такому способу чаще применяется термин «кейс-технология» [1]. Данная технология предоставляет возможности для наиболее оперативного руководства обучающимися, их сопровождения в процессе всего курса обучения в виде общения с преподавателем и группой и эффективного осваивания материалов учебных программ.

Организация учебного процесса в образовательных учреждениях подразумевает постоянное развитие и соответствие современным стандартам не только в области качества содержания материала, но и в области его представления.

Одним из способов представления учебных материалов в системе образования являются электронные пособия и приложения. Внедрение электронных учебных комплексов создает ряд условий для более эффективного восприятия и решения обучающимися задач и данных учебного курса.

Считается, что в качестве подобных пособий удобно использовать обучающие материалы в формате html, по причине их кроссплатформенности, портативности, а также возможности добавления аудио и видео материала[1].

Помимо вышеуказанного формата существует перспективное направление, заключающееся в создании электронных пособий в формате PDF.

Формат PDF – кроссплатформенный формат просмотра электронных документов. Формат переносимых документов PDF является открытым стандартом для обмена электронными документами, признанным международной организацией по стандартизации ISO [4]. Данный формат предоставляет такие возможности, как создание дружественного интерфейса, обеспечивающего удобную систему навигации по документу, управление мультимедиа контентом, представленным в форме видеозаписей к лекционным материалам, создание и обработка результатов тестовых заданий.

Электронные пособия и учебные комплексы, основанные на технологии формата PDF, обеспечивают целостность и доступность обучающего материала, решают следующие проблемы информационного пространства: кроссплатформенность программных продуктов и их переносимость на различных носителях информации. Таким образом, полученные электронные документы обладают рядом свойств отвечающим общим критериям как в области представления материалов, так и в области качества электронных пособий [2]. Среди них следует выделить такие особенности , как быстрый поиск необходимой информации, что в обычном учебнике затруднено, а также существенную экономию времени при неоднократном нелинейном доступе к содержанию документа. Cтоит отметить, что информация может быть представлена, например, в формате файлов мультимедиа. Средства мультимедиа позволяют сочетать изложение материала: методические рекомендации, текст, объяснение в формате видео, графическое представление материала, последующие тестовые вопросы для самопроверки [1].

Готовые электронные пособия обладают рядом отличительных свойств:

1. доступность;

2. наглядность;

3. сопровождение лекционного материала в формате видео;

4. тестовые задания;

5. возможность нелинейной работы с материалом, которая обеспечивается гиперссылками [1].

Электронные материалы и обучающие комплексы активно используются Центром дистанционного образования Института открытого образования и информационных систем. Коллективом Института открытого образования и информационных систем было создано прикладное решение, позволяющее конвертировать текстовый документ формата MS Word в файл формата PDF [3]. Данное решение оптимизирует временные затраты преподавателя посредством предоставления доступного и понятного ему инструментария программного обеспечения MS Word. Операции по конвертации документов из исходного формата в формат PDF осуществляются программными средствами.

Примерами реализации данного прикладного решения являются электронные пособия по дисциплинам «Логика» и «Философия».

Полученные файлы состоят из следующих элементов:

  • Панель навигации с элементами управления в виде кнопок.
  • Автоматическое содержание, пункты которого являются ссылками на соответствующие главы и подглавы.
  • Мультимедиа данные (видео, картинки).
  • Блок тестовых заданий.
  • Текстовые данные.

Таким образом, применение электронных пособий и учебных комплексов в процессе преподавания учебных дисциплин является важным компонентом, обеспечивающим развитие и оптимизацию взаимодействия обучающихся и преподавателей в течение всего курса обучения.

Список использованных источников
  1. Бакланова, Н.Б. Особенности и перспективы использования скриптовых документов в образовательном процессе./Н.Б. Бакланова, В.О. Виноградов, Н.В. Юсупов, Э.Ю. Яндулов //Материалы Межрегиональная научно-практическая конференция «Красновские чтения» - Йошкар-Ола, 2013.
  2. Камынина Е.Ю., Лапынин Ю.Г. Некоторые особенности создания и использования электронных учебников в образовательном процессе // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12 – С. 124-124
  3. Королева, Л.А. Разработка прикладного решения для конвертации текстового документа в скриптовый pdf – документ с использованием опции exerquiz пакета AcroTex [Текст] : кв. вып. раб. / Л.А. Королева, 2012. – 50 с.
  4. Файлы PDF, формат переносимых документов Adobe | Adobe Acrobat XI [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.adobe.com/ru/products/acrobat/adobepdf.html

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.