ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Эффективное использование мультимедийных технологий при преподавании дисциплин специализации



Автор: Кирьянова Виктория Владимировна, Кандидат технических наук
Филиал "Угреша" Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области Международный университет природы, общества и человека "Дубна"

Применение мультимедийных технологий легко вписывается в преподавание дисциплин, напрямую связанных с информационными технологиями, однако в преподавании дисциплин специализации возникает ряд сложностей.

В первую очередь это связано с тем, что материал, предлагаемый в рамках спецкурсов, является обычно инновационным, так как это требуется в рамках современных образовательных стандартов. Поэтому у преподавателя возникает проблема поиска и отбора информации по данной теме. Качество представления информации отодвигается на второй план. Кроме этого, часто возникает ситуация, когда спецкурс, прочитанный однажды, в дальнейшем не востребован: изменился учебный план, изменилось направление (специализация) подготовки студентов. Это тоже не способствует тщательности в подготовке занятия. Также уровень подготовки студентов в большинстве случаев оставляет желать лучшего: необходимо учитывать возможность восприятия сложной информации студентами, использовать методические приемы, позволяющие облегчить усвоение трудного материала. В таких условиях для сохранения высокого качества обучения от преподавателя требуется умение заинтересовать студентов.

Как известно, наилучшее усвоение информации происходит на этапе непосредственного участия в каком-то виде деятельности, когда человек что-то делает своими руками. В рамках преподавания спецкурсов такой эффект достигается при выполнении лабораторных работ на специализированном оборудовании. Однако остается проблема теоретической подготовки студентов к самостоятельной работе в лаборатории и здесь роль мультимедийных технологий сложно переоценить.

На основе опыта преподавания технических спецдисциплин на старших курсах можно рекомендовать такой алгоритм проведения теоретических лекционных занятий. При подготовке занятия преподаватель выбирает ключевые темы, определяет основные источники информации, формирует план-конспект. Нескольким студентам (обычно двум-четырем) предлагается составить доклад, мини-лекцию, тест, презентацию по предложенным темам с использованием мультимедиа технологий (умная доска, интерактивные сетевые ресурсы, стандартные офисные приложения) для представления своим товарищам вместо лектора. Готовое задание студент отсылает преподавателю на проверку, обычно дистанционно, в электронном виде. Затем, с учетом замечаний, представляет на лекции. По ходу презентации преподаватель может акцентировать внимание остальных студентов на отдельных деталях, вовлекать их в дискуссию по проблемам, затронутым докладчиком. Предварительное знакомство студентов с материалом и красочность представления существенно повышают качество усвоения информации, личное участие усиливает заинтересованность, конспектирование улучшает запоминание. Кроме того, студенты получают навыки публичного выступления, осваивают профессиональную терминологию. После такой лекции работа на самом сложном лабораторном оборудовании воспринимается легко.

Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.