ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.



ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа - интернат"
Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами и практической деятельностью. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

В век «электронного общества и информационной цивилизации» одной из компетенций выпускника коррекционной школы VIII вида должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск  информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

 Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.

Модели мультимедийных программ легко вписываются в образовательный процесс  коррекционной школы VIII вида и позволяют адаптировать традиционные методы, формы и виды обучения согласно требованиям образовательных стандартов и инновационным подходам в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь  "зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях   способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:

  • название темы урока;
  • сопровождение и иллюстрации объяснения;
  • информационно-обучающее пособие;
  • контроль и проверка знаний.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках на уроках трудового обучения используется презентация с видеороликом, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При этом, учитель перекладывает роль образца на технику и тем самым, освобождая руки, выполняет одну из немаловажных своих функций – оказывает индивидуальную помощь.

При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся в программе тестов Microsft OfficeExcel. С их помощью можно:

  • проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
  • быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым.

Таким образом уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют  решению одной из основных задач коррекционного образования  -  развитию индивидуальности ученика, его способностей  ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.

Кроме того, информационные технологии  можно активно  использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ  вне  урока:

  • поиск информации в Интернете и других источниках;
  • фиксация записи в процессе проектной деятельности;
  • подготовка выступления  с использованием презентацийпри защите проектов и исследовательских работ;
  • кружковая деятельность (создание презентаций, буклетов, слайд-фильмов)

При этом задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер- это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.

Регулярное использование  ИКТ   вызывает у обучающихся  эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели –  успешной социализации и интеграции детей в  информационное общество.

Список использованных источников
  1. Афанасьева Л.В. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития — Волгоград: Учитель, 2010 с. 40-56
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-пресс, 1994. с . 112
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.