ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Обучение детей с ОВЗ средствами ИКТ



ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа - интернат"
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. Главная задача в обучении детей с ОВЗ - вызвать у ученика интерес и пробудить желание заниматься в дальнейшем.

Обучение детей с ОВЗ средствами ИКТ

Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные технологии. Каждый педагог хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Главная задача в обучении детей с ОВЗ  - вызвать у ученика интерес  и пробудить желание заниматься   в дальнейшем. Исследования показали, что применение компьютерных информационных технологий в процессе обучения  способствует повышению эффективности учебного процесса.  Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, рисунки, видеофрагменты, анимации,   которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Сочетание различных видов работы на уроке с использованием ИКТ может решить проблему мотивации учащихся к обучению.  Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет мне переложить часть своей работы на компьютер, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать учебные задания по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях. Опыт организации учебного процесса  с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.  

Использование информационных технологий   — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач специального (коррекционного) образования сегодня – подготовить учащегося с ОВЗ  к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.  Информационные технологии нашли широкое отражение и в организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Педагогами организуется исследовательское пространство младших школьников. Под руководством учителя ученики могут творить в самых разных областях, активно исследуя окружающий мир. Участие детей в работе над коллективным или индивидуальным проектом способствует формированию умения отбирать и анализировать информацию, работать с энциклопедиями, использовать возможности информационных технологий.  Темы предоставленных работ расширяют знания учащихся по различным предметам и дополняют рассказ учителя.  Проектная деятельность с использованием ИКТ осуществляется в учебном процессе систематически, защита проектов и исследовательских работ стала частью дидактической системы и  имеет  практическую направленность. Так,  работая  над проектом «Веселая азбука» - создали серию презентаций по знакомству с буквами алфавита. В проекте «Времена года» собрали электронный альбом о пословицах, поговорках, приметах по временам года. Дети представляют свои работы и проекты на уроках и внеклассных мероприятиях.

Использование в обучении младших школьников информационно-коммуникационных технологий позволяет:

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
  • усилить мотивацию учения;
  • сформировать у ;школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
  • качественно изменить контроль над деятельностью учащихся;
  • приобщить школьника к достижениям информационного общества.

Работа с мультимедийными технологиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.  Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Список использованных источников
  1. Степанова, М. И. Ребенок и компьютер/ М. И. Степанова // Директор школы. – 2000. № 5.
  2. Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы/ Ж.А.Тимофеева // Дефектология. – 1997. – № 2. – с.41-49.
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.