ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

СТРУКТУРА ПОДПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



ГБУ Республики Марий Эл "Центр информационных технологий и оценки качества образования
С 1 сентября 2012 года 12 образовательных учреждений Республики Марий Эл в пилотном режиме перешли на обучение по ФГОС в основном звене. Перед школами была поставлена задача: «Разработать основную образовательную программу основной школы». Один из разделов данной программы включает подпрограмму «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». Разработка этой подрограммы относится к компетенции образовательного учреждения. Рекомендации будут полезны руководителям, заместителям образовательных учреждений, переходящих на обучение по ФГОС в основном звене.

Согласно «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения основной школы», к компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ. Один из разделов данной программы включает подпрограмму«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» [1].

ИКТ-компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и/или сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи  информации с  соблюдением  этических и правовых норм для того, чтобы  функционировать в обществе, основанном на знании/чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества. [5]

Составляющие ИКТ-компетентности (на основании определения американской библиотечной ассоциации)[3]:

  • Определение: - умение сформулировать запрос таким образом, чтобы он способствовал поиску информации.
  • Доступ: - умение/способность найти и собрать информацию из различных источников.
  • Управление: - умение применить существующую организационную или классификационную схемы (для структурирования, размещения/сохранения информации и быстрого ее поиска в дальнейшем).
  • Интеграция: - умение интерпретировать и представлять/осмыслять информацию - вычленять самое главное, сравнивать или противопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
  • Оценка: - умение составить мнение о качестве, нужности/релевантности, полезности или эффективности информации.
  • Создание: - умение создавать или адаптировать информацию с учетом конкретной потребности/задачи, выражать главную мысль и приводить информацию, подтверждающую ее.
  • Передача: - умение адаптировать информацию для конкретной аудитории.
Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарной программы по формированию ИКТ-компетентности обучающихся может включать следующие пункты:
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы формирования и развития ИКТ-компетентности.
  3. Условия формирования ИКТ-компетентности обучающихся – насыщенная информационная среда образовательного учреждения.
  4. Состояние материально-технической базы.
  5. Уровень ИКТ-компетентности педагогического коллектива (тестирование).
  6. Прохождение сотрудниками школы курсовой подготовки по теме: «Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе».
  7. Использование ИКТ–технологий в образовательной деятельности учителями-предметниками.
  8. Основные приоритетные направления деятельности по реализации программы формирования и развития ИКТ-компетентности участников образовательного процесса (администрации, учителей, учеников, родителей).
  9. Средства ИКТ.
  10. Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихсяс учетом возрастных психолого-педагогических особенностей развития.
  11. Критерии эффективности программы.
  12. Прогнозируемые результаты.
  13. Мониторинг, оценка планируемых результатов.
  14. Глоссарий
  15. План реализации программы формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся.
  16. Программа создания единой информационной среды, обеспечивающей повышение качества образования.

Для оценки планируемых результатов, мониторинга необходимо разработать инструмент оценки ИКТ-компетентности.

Уровень составляющих ИКТ-компетентности можно обнаружить через систему тестовых заданий.

Тест может включать, например 16 заданий, разные по степени сложности и продолжительности выполнения, основанные на решении реальных жизненных ситуаций (учебных, социо-культурных и др.), с которыми человек сталкивается в течение всей жизни. Общая продолжительность тестирования – не более 2-х академических часов.

Задания должны быть такими, чтобы участник в ходе выполнения теста:

  • осуществлял поиск;
  • проводил различные действия с данными и передавал их;
  • отбирал и анализировал информацию;
  • создавал или выбирал презентационные материалы для конкретной целевой аудитории;
  • принимал решения о правомерности и этичности использования полученной информации.

На основе результатов тестирования можно выделить следующие уровни: продвинутый, выше базового, базовый, ниже базового, формирующийся. Тестирование можно проводить в конце 6-7 классов и на выходе из основной школы.

Таким образом, при разработке данной подпрограммы необходимо раскрыть понятие ИКТ–компетентности, описать методы, формы работы, ориентированные на развитие ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, систему мероприятий и систему оценивания.

Список использованных источников
  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Программа развития универсальных учебных действий. / Образовательная система «Школа 2100». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.school2100.upload/osn_programma2/2-1_Programma_ razvitiya_UUD.pdf
  3. Семёнов, А.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способы оценки ИКТ-компетентности / А.Л.Семёнов // Вопросы образования. 2005. №3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809 &z=808&ob_no=846
  4. Программа формирования и развития ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. МБОУ СОШ им.Д.Тарасова г.Озерска Калининградской области. / Электронный ресурс. Режим доступа: http://ozyorsk-shkola.ru/wp-conteuploads/2012/05/Программа -формирования-и-развития-ИКТ-компетентности-участников-образовательного-процесса.pdf
  5. Авдеева, С.М. Инструмент оценки информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы / С.М.Авдеева. Электронный ресурс. Режим доступа: ciced.ru/docs/ICT/ICT.ppt
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  ФГОС, ИКТ-компетентность, подпрограмма "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся"

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.