ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА



Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл «Торгово-технологический колледж»
Аннотация В статье представлен опыт применения информационных технологий (ИТ) в организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) студентов при изучении дисциплины «Микробиология и санитария пищевых производств». Акцентировано внимание на видах заданий и формах организации ВСР с применением ИТ.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА (gou-ttk@yandex.ru) APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR NDEPENDENT WORK OF STUDENTS OF COLLEGE Kuznetcova Natalia Aleksandrovna State budget educational establishment of professional education of the Republic of Mari El “College of Trade and Technology” (GBOU SPO RME «TTK»), Yoshkar-Ola.

Концепция модернизации российского образования оп­ределяет приоритетные задачи профессионального образования, среди которых повышение роли самостоятельной работы студентов и усилениеответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.Качество обучения во многом зависит от того, как организована внеаудиторная самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины. Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, ве­сти самостоятельный поиск информации, анализи­ровать информацию, структурировать ее, аргумен­тированно высказывать свою точку зрения стано­вятся актуальными требованиями к личным и про­фессиональным качествам современного специали­ста.

Эффект от ВСР можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебном процессе в качестве целостной системы, охватывающей все этапы обучения дисциплине студентов. Наиболее оптимальнымспособом организации ВСР является активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

С этой целью создан электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) дисциплины «Микробиология и санитария пищевых производств». В нем есть всё необходимое для того, чтобы изучить материал, подготовиться к лабораторным работам и практическим занятиям, проверить себя, задать преподавателю интересующие вопросы и сдать экзамен только на «отлично».

Особый интерес и практическую ценность для студентов представляет раздел «Самостоятельная работа», в котором предлагаются методические рекомендации по выполнению ВСР.

Остановлюсь подробнее на видах заданий и формах организации ВСР с использованием информационных технологий:

  • поиск и обработка информации в сети – написание реферата-обзора, составление библиографического списка, подготовка к практическим занятиям, решение кейсов с использованием web–браузеров, баз данных, информационно-поисковых и информационно–справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов;   
  • подготовка презентаций для фиксированных сообщений. При такой форме работы учитывается содержание, глубокое понимание описываемых процессов, интересный дискуссионный материал, использование научной лексики, дизайн, графика, грамотность.
  • составление и заполнение тематических таблиц с привлечением информационных ресурсов;
  • построение графиков и диаграмм при работе со статистическим материалом;
  • подбор графических изображений и видеороликов по предложенной теме в сети Интернет. Этот вид заданий значительно расширяет библиотеку информационных ресурсов и позволяет интересно и насыщенно проводить учебные занятия;
  • поиск фотографий электронного микроскопирования, анимаций для создания тематических электронных энциклопедийпо микробиологии. В настоящее время в учебном процессе активно используется атлас-определитель «Плесневые грибы», электронные энциклопедии «Виды порчи хлеба», «Микробиологическая порча плодов и овощей»;
  • участие в проектной деятельности, при этом студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации; владение коммуникативными навыками. Данная технология формирует компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблемы и наметить пути её решения. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность обучающихся колледжа, изучаемый материал становится личностно значимым.

  • создание тематических роликов. Как интересно студентам чувствовать себя сценаристами, режиссерами, видеографами и актерами одновременно! К наиболее успешным работам студентов можно отнести учебные фильмы «В магазин за микроорганизмами», «Дрожжи в хлебе враги или друзья?».

Предлагаемая форма работы позволяет осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности, работать в команде, обеспечивать ее сплочение.

ЭУМК дисциплины имеет еще одну замечательную возможность  - интерактивное тестирование. Каждый студент может самостоятельно выполнить несколько демонстрационных вариантов экзаменационного тестирования и полноценно подготовиться к экзамену по дисциплине.

Таким образом, внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует качественной подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества и формированию информационной культуры.

Список использованных источников
  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -/И.В. Роберт. – М.: «Школа – Пресс», 2007.
  2. ФГОС СПО по специальности 260807 Технология продукции общественного питания. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.garant.ru.
  3. О рекомендациях по организации самостоятельной работы в условиях действия ФГОС СПО [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.cvets.ru.
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  микробиология, внеаудиторная самостоятельная работа, колледж, СПО, технология продукции общественного питания

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.