ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Управление внедрением ИТ в преподавание учебных предметов



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение"Гимназия № 7" г. Перми
Балахнина Елена Александровна, заместитель директора МАОУ "Гимназия № 7" г. Перми

Внедрением ИТ необходимо управлять, так как именно управленческие решения изменяют информационную систему в целом, и от их правильности и своевременности зависит эффективность учебной деятельности.

В основу программы информатизации гимназии положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого внедрение ИТ в образовательную деятельность требует наличия в структуре профессиональных компетенций учителя (преподавателя) определённого инварианта знаний, умений и опыта применения ИТ для решения профессионально значимых задач.

Администрации гимназии необходимо:

1.   исследовать возможности внедрения ИТ в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения;

2. создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время;

3.  обеспечить открытый доступ к глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатеки;

4. организовать процесс критического осмысления накапливаемого педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях.

5. обеспечить постоянное функционирование технического персонала, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей сети, обеспечить необходимое финансирование процесса.

Управленческие действия различны и дифференцированы в отношении каждой группы педагогов. Одних педагогов – нужно вовлекать в применение ИКТ, других - нацеливать на решение конкретных задач, направленных на повышение качества обучения путем внесения изменений в учебные курсы, обучения новым практическим навыкам, расширения и обогащения учебных программ. Новый уровень компьютерной грамотности требует создания принципиально новой технологии приобретения научных знаний, иных педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, модернизации программ обучения и методик преподавания. Для этого администрацией с помощью самых «продвинутых» учителей были открыты педагогические мастерские «Использование интерактивных технологий» и «Разработка методических рекомендаций к урокам с ИТ».

Для успешной реализации задуманного необходимо выполнение многих факторов, в том числе наличие соответствующей материальной базы. На май 2012 года  все учителя-предметники имеют в своем классе ноутбук, 12 педагогов - полностью оборудованное АРМ. В гимназии, имеется класс информатики, класс ИКТ для учителей-предметников, мобильный класс ноутбуков. Организована школьная локальная сеть, т.к. основой открытого информационного обра­зовательного пространства гимназии являются ком­пьютеризированные рабочие места, объе­диненные в единую сеть с выходом в Интернет. Получено новое оборудование для учителей начальной школы, физики, химии, биологии: документ-камеры, интерактивные доски, микроскопы, ЭОРы. Преподавание учебных предметов вышло на более качественный уровень. В марте прошлого года прошел педагогический совет на тему: «Повышение качества обучения через эффективное использование ИКТ» с целью: «Оценка качественных изменений, происходящих вследствие применения ИКТ в обучении». Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения?

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования. При  попытке определить критерии оценки эффективности использования средств ИКТ конкретным учителем на конкретном уроке сразу возникает множество вопросов:

Что можно считать "эффективным уроком с применением ЦОР/ЭОР", достаточно ли для этого только включенного на уроке компьютера, интерактивной доски или показанной презентации?

Правильно с методической точки зрения учитель использует данный электронный учебный продукт на уроке? Группа педагогов разработала критерии оценки эффективности использования средств ИТ на уроке, которые применяются при анализе уроков.

Эффективность применения ИТ зависит от способов и форм применения, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. ИТ непосредственно влияют на выбор образовательной стратегии, ориентированной не на запоминание, а на творческое осмысление, совместное обучение.

Для приобретения необходимых знаний и навыков учителю необходимо иметь внутреннюю мотивацию к освоению и применению ИКТ. В гимназии разработано «Положение о стимулировании учительского труда», в котором четко прописано, за что учитель может получить дополнительное вознаграждение, в т. ч. связанных с ИТ, за реализацию инновационных проектов и т.п.

В заключение, хочется отметить, что именно системные управленческие решения администрации гимназии повышают  эффективность внедрения ИТ в учебный процесс.

Список использованных источников
  1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.: ил.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  3. Селевко Г.К.педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: [Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений] – М.: Акадамия, 2007.
  5. «Проектирование и управление развитием ЕИС образовательного учреждения». http://inform.direktor.ru/journal/inform_exp/kudryavcev1
  6. «Электронный журнал «Информационные технологии в управлении школой»» http://inform.direktor.ru/index.php
  7. «Проектирование и управление развитием ЕИС образовательного учреждения». http://inform.direktor.ru/journal/inform_exp/kudryavcev1
  8. http://ito.bitpro.ru/ Сайт "Информационные технологии в образовании".
  9. "Обновление содержания образования" http://www.informika.ru/
  10. http://pedsovet.alledu.ru/
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.