ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

КЕЙС-МЕТОД КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ



Авторы: Бояркина Лариса Александровна 1, Почетная грамота Министерства образования и науки РФЛедак Людмила Петровна 1, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ
1 Поволжский государственный технологический университет
Приведен пример использования инновационных интерактивных кейс-технологий для организации контроля уровня обученности студентов по дисциплине «Информатика» и уровня сформированности ИКТ-компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Высшее профессиональное образование в настоящее время должно быть ориентировано не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромное количество информации.

На сегодняшний день, как показывает практика, одним из способов эффективного применения теории к реальной жизни становится интерактивное обучение с помощью анализа конкретных ситуаций – метода case-study.

Кейс– это единый информационные комплекс, состоящий, как правило, из трех частей: вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса, описания реальной (или смоделированной) практической ситуации и совокупности сформулированных к ней заданий.

Содержание кейсов предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Выполнение студентом кейс-заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения.

Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине, является наличие противоречий (например, между многообразием знаний и необходимостью выбирать лишь такое, использование которого может обеспечивать правильное решение задачи;между сложившимися способами использования знаний и необходимостью видоизменить эти способы в новых практических условиях), на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, а главной задачей – преодоление разрыва между теорией и практикой.

Инновационный проект НИИ мониторинга качества образования «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» позволяет реализовать диагностическую технологию внешнего оценивания компетенций на всем пути освоения содержания программ обучения в вузе.

В рамках компетентностного подхода используется уровневая модель педагогических измерительных материалов (ПИМ), представленная в трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок–  задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине.

Второй блок– задания на уровне «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач.

Третий блок– задания на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс-заданиями. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

 Применение кейс-технологий способствует развитию кругозора, информационной культуры, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы у студентов, а также формирует большое количество умений и навыков. Поэтому оно эффективно в условиях перехода к двухуровневому образованию.

  

Список использованных источников
  1. Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО): компетентностный (ФГОС) и традиционный (ГОС-II) подходы. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://фэпо.рф
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.