ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Особенности использования интерактивных дидактических средств на уроках информатики



Волгоградский государственный социально-педагогический университет
В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития подходов к разработке и использованию интерактивных дидактических средств. Рассматриваются методические особенности использования интерактивных плакатов на уроках информатики.

Системно-деятельностный подход в обучении, предлагаемый новыми стандартами, предполагает реализацию развивающего потенциала общего и среднего образования и требует перехода к новой форме деятельности учителя: организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, открытия ими новых знаний и способов действий, т.е. к активной деятельности учащихся на уроке информатики не только с компьютером, но и с другими субъектами и объектами учебной деятельности. Активное обучение подразумевает, что обучаемый интенсивно вовлекается в процесс обучения не как пассивный слушатель, который воспринимает информацию, сообщаемую ему учителем или обучающим средством, а как субъект, способный все больше контролировать процесс обучения и собственную учебную деятельностью [1]. Все это приводит к поиску новых методов и средств обучения, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания.

На сегодняшний день существует множество интерактивных средств, таких как виртуальные миры и лаборатории, конструкторы, тренажеры, симуляторы. В образовательной практике, учителя информатики пользуются готовыми электронными образовательными ресурсами или создают собственные дидактические средства в виде учебных презентаций или flash-анимаций. На наш взгляд, особый интерес представляют наглядно-дидактические пособия нового поколения - интерактивные электронные плакаты, созданные средствами PowerPoint.

Как отмечает Г.О.Аствацатуров, по сравнению с обычными полиграфическими изданиями, данные средства являются современным многофункциональным средством обучения и обеспечивают при максимальной визуализации учебной информации многоуровневую работу с с ней на всех этапах: первичной передачи, переработки, сжатия, контроля [2].

Так, например, объем изучаемого материала по теме «Состав ПК. Основные устройства аппаратной части. Устройства ввода и вывода» в 8 классе не соответствует количеству часов, отводимому на его изучение. Вместе с тем, часть учащихся к восьмому классу уже знакома со многими понятиями данной темы и владеют некоторыми умениями. Соответственно для одной части класса учитель должен систематизировать их знания и закрепить умения, соответствующие стандартам, а для других необходимо начинать объяснение материала с самого начала.

Использование инструментов PowerPoint, позволяет создавать качественные интерактивные плакаты, в которых есть возможность внесения изменений и дополнений, создания пометок поверх учебного материала, создания иллюстрированного опорного конспекта, включения и выключения разъясняющей информации (рис.1), создания многоуровневых интерактивных заданий и набора иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов. Учитель может использовать интерактивные плакаты как на интерактивной доске при фронтальной работе, так и для индивидуальной работы учащихся.

Рис.1. Пример интерактивного плаката

Далее, на рис.2 приведены примеры интерактивных заданий, созданных в PowerPoint[3].

Рис.2. Пример интерактивных заданий

При использовании интерактивных плакатов учитель инициирует новые формы взаимодействия на уроке, организует и направляет деятельность учащихся. Включает учащихся в дискуссии, обсуждения проблемных и спорных вопросов.

При подготовке к уроку учителю важно тщательно: продумать каждый его этап; выбрать форму проведения урока и форму взаимодействия учащихся с интерактивным пособием; определить характер заданий, уровень подсказок, наличие вспомогательных указаний; определить необходимые для дальнейшей работы фрагменты для усвоения; спрогнозировать возможные ошибки и затруднения учащихся [4].

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на факультете математики, информатики и физики ведется активная работа по подготовке будущих учителей информатики к разработке собственных интерактивных средств обучения (учебных компьютерных презентаций, интерактивных моделей графических редакторов и обучающих сред, интерактивных плакатов, flash-анимаций), особое место отводится изучению особенностей методики их использования.

Таким образом, использование интерактивных дидактических средств позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и кроме получения предметных знаний по информатике освоить универсальные учебные действия, такие как анализ, синтез знаний, сравнение, обобщение и другие.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 12-06-12013

Список использованных источников
  1. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. Бент Б.Андерсен, Катя ванн де Бринк; авторизованный пер. с англ.-2-е изд., испр.и доп.-М.:Дрофа.2007.
  2. Аствацатуров Г.О.Три уровня интерактивности в мультимедийной дидактике. Школьные технологии- М: Народное образование.2012.
  3. Бобровская Л.Н., Куликова Н.Ю. Создание электронных образовательных ресурсов средствами PowerPoint. Педагогическая информатика.-2012.-№ 1.
  4. Бобровская Л.Н., Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Методические особенности использования интерактивных средств обучения для решения дидактических задач учителя на уроках информатики. Информатика и образование.-2013.-№ 2.
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  Преподавание информатики, интерактивные средства обучения, интерактивные плакаты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.