ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



ФГБОУ ВПО "Марийский государственный университет"
В статье представлены педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников при обучении информатике, а также описание использования выделенных педагогических условий на примере электронного образовательного ресурса «Информатика в начальной школе».

Одной из важнейших задач современной российской школы является формирование у учащихся потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, готовности обучаться в течение всей жизни. Выпускник современной школы должен обладать широким кругозором, быть способным ориентироваться в различных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения, быть готовым жить в информационном обществе. Сформировать эти качества помогает предмет информатика, поэтому особенно актуально уже в начальной школе сформировать познавательный интерес учащихся к информатике.

Одним из приоритетных направлений в решении проблемы формирования познавательного интереса учащихся является использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [1], внедрение которых приводит к значительной перестройке учебного процесса, к необходимости разработки соответствующего методического обеспечения. На основе анализа литературы были выделены следующие педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике, с учетом которых был создан ЭОР «Информатика в начальной школе» [2].

1. Применение психолого-педагогических теорий усвоения знаний при использовании компьютерных средств обучения. Эффективность применения ЭОР в значительной мере зависит от их качества; при их создании  для выбора основных и дополнительных обучающих элементов, размещения учебной информации, построения учебного процесса на основе компьютерных средств необходимо учитывать процесс восприятия и усвоения знаний учащимися. В качестве психолого-педагогической основы для проектирования ЭОР «Информатика в начальной школе» использовались теории усвоения знаний: дидактическая концепция Л.В.Занкова, теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, программированного обучения.

2. Использование интерактивной компьютерной графики предоставляет такие возможности, благодаря которым сложные теоретические положения становятся более доступными для младших школьников, создается особая предметно-мотивационная среда, которая в силу своей содержательной сущности способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, навыков самоконтроля учащихся. Объединение в электронном ресурсе текстовой, графической информации, интерактивных приложений резко повышает качество преподносимой школьникам информации. Помимо этого у младших школьников появляется возможность работать с графикой в режиме диалога в реальном масштабе времени, за счет чего резко повышается интерес к изучению учебного материала.

3. Структурирование учебного материала. Структура ЭОР "Информатика в начальной школе" подразделяется на разделы и учебные элементы. Разделы состоят из уроков, каждый из которых содержит интерактивные задания и необходимую учебную и техническую информацию. Учебные элементы подобраны таким образом, что учащиеся могут выполнить задания из соответствующей четверти младшего или старшего классов. Это связано с тем, что предмет «Информатика» в некоторых школах изучается не с первого класса. Ресурс можно легко адаптировать к существующим вариативным учебно-методическим комплектам по информатике для начальной школы.

4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при обучении информатике. При создании ЭОР для младших школьников и проектирования педагогического сценария учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальной школы при обучении информатике, а, именно, психологические закономерности восприятия, памяти, мышления, внимания, типы темперамента учеников.

5. Управление процессом обучения происходит по принципу обратной связи. Ученик выполняет задание, если он решил его не правильно, то в ЭОР есть возможность вернуться к предыдущему упражнению (более легкому). Реализованный в данном ресурсе контроль является не только способом оценки достигнутых знаний, но и способом организации обратных связей в процессе обучения. В ресурсе результат контрольных работ представляется не в виде оценки, а в виде перечисления правильно выполненных и выполненных с ошибкой заданий. За счет этого учитель имеет возможность сопоставить полученный результат со сложностью представленных заданий, индивидуальными особенностями учащегося, темпом и объемом изучения учебного материала, а школьник – обратить внимание на те темы, с заданиями из которых он не справился.

Апробация ЭОР «Информатика в начальной школе» проводилась с 2004 по 2010 гг. в общеобразовательных школах Республики Марий Эл. Полученные результаты экспериментального исследования показали, что использование электронного образовательного ресурса, спроектированного с учетом комплекса выделенных педагогических условий способствует формированию познавательного интереса младших школьников, повышению эффективности изучения данной дисциплины  за счет использования в учебном процессе.

Список использованных источников
  1. Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации, Т.IV, М.: МГПУ, 2012. – c. 291.
  2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ : Электронный образовательный ресурс «Информатика в начальной школе» / Попов Н. И., Токтарова В. И., Иванова А. В. ; заявители и правообладатели Попов Н. И., Токтарова В. И., Иванова А. В. – №2012619056. – РОСПАТЕНТ. – 05.10.2012
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  информатика, начальная школа, электронные образовательные ресурсы, младшие школьники

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.