ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

Необходимость реализации системно-деятельностного подхода в преподавании информатики



1 БОУ СПО ЧР "Чебоксарский электромехаческий колледж"
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС нового поколения, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества.

Чтобы решать эти задачи, педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Рассмотрим основные отличия принципов традиционного обучения и обучения деятельностного подхода.

ЧТО изменить на пути к реализации системно-деятельностного подхода в преподавании информатики? Уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, так как основной целью системно-деятельностного подхода в обучении является - научить не знаниям, а работе.

ЗАЧЕМ? Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% того, что слышит и видит, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Реализация системно-деятельностного подхода способствует повышению качества образования, помогает подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

КАКИМ ОБРАЗОМ нужно изменить свою педагогическую деятельность? Изменение роли учителя в образовательном процессе – учитель не столько главный носитель информации, сколько организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы, партнер в образовательном процессе. Вместе с тем роль учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации. Задача учителя - стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи. Необходимо стремиться сохранять на уроке стиль, тон отношений, создающие атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельстного подхода ученик, должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

Список использованных источников
  1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.
  2. Петерсон Л.Г. Концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 1. - С.24-36.
  3. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
  4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании. Педагогика, 2010.
Тип выступления  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.