ИТО
 Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
    Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет» 
АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт» 
ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 
ГБУ Республики Марий Эл «Республиканский государственный центр
аттестациии контроля качества образования» 
   X Всероссийская научно-практическая конференция
«Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2013»

К вопросу о выборе программного обеспечения для организации и поддержки образовательного процесса



Фирма "1С"

Современный период развития российской системы образования характеризуется рядом важных нововведений, направленных на повышение качества обучения в средней и высшей школе, развитие личности учащегося через формирование целостной системы знаний и умений, необходимых для его успешной социализации в  информационном обществе,  наработку опыта  самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемого. В настоящее время принят ряд нормативных документов – 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения – согласно которым одним из основных условий повышения качества общего среднего образования является формирование информационно-образовательной среды школы, включающей образовательные ресурсы, методические средства и управленческие механизмы для организации учебного процесса. Дидактические возможности современных средств информационных и коммуникационных технологий [1] позволяют сегодня эффективного формировать информационно-образовательную среду школы на основе использования электронных систем организации и поддержки образовательного процесса, что предполагает переход на качественно иной уровень программной оснащенности школ.

Современная информационно-образовательная среда школы, реализованная на основе средств информационных и коммуникационных технологий, создает условия для возникновения и развития процессов учебного информационного взаимодействия между преподавателем, учащимся и средством ИКТ, а также формирования познавательной активности учащегося [2]. Инструментами формирования информационно-образовательной среды школы в части организации учебного информационного взаимодействия являются программные системы для организации и поддержки образовательного процесса. Такие программные средства предлагают ряд возможностей по автоматизации и управлению образовательной деятельностью, среди которых можно отметить такие стандартные возможности, как разделение ролей пользователей, автоматическая проверка результатов учебной деятельности, ее аналитическая обработка, ведение статистики успеваемости, назначение электронных домашних заданий, наличие электронного журнала с возможностью редактирования оценок, редактирование электронных учебных ресурсов, создание новых ресурсов, разработка учебных курсов [3].

Однако изменения, которые происходят сегодня в организации учебного процесса в общеобразовательных школах, настолько масштабны, что требуют от систем организации и поддержки образовательного процесса наличия гораздо более разнообразного, тщательно продуманного функционала и широких технических возможностей. Зачастую задача выбора системы для организации и поддержки образовательного процесса весьма непроста, поэтому важно выделить ряд характеристик таких систем, действительно важных для создания и функционирования информационно-образовательной среды. Среди технических возможностей важными являются кроссплатформенность (работа под управлением операционных систем MicrosoftWindows, GNU/Linux, MacOSX), кроссбраузерность, совместимость с уже существующим программно-аппаратным комплексом школы (возможность использования в условиях различных форм организации образовательных учреждений и уровней оснащенности компьютерной техникой, синхронизация данных с системами управления административно-хозяйственным блоком, совместимость с различными устройствами управления и отображения информации – интерактивными досками, мобильными платформами и т.п.). Важнейшим предназначением системы организации и поддержки образовательного процесса является создание библиотеки электронных образовательных ресурсов и организация содержательной работы всех участников образовательного процесса с ее содержимым, поэтому необходимо, чтобы система поддерживала различные спецификации ресурсов, обеспечивала не только возможность загрузки в библиотеку ресурсов Федеральных коллекций, разработанных по заказу МОН РФ (school-collection.edu.ru, fcior.edu.ru, na5plus.ru), но и разработки учителем собственных ресурсов, вплоть до учебных курсов, с возможностью их экспорта/импорта для обмена с коллегами, размещения в портфолио учителя или на специальных сайтах.

Одной из ключевых задач создания информационно-образовательной среды является учет индивидуальных потребностей учащегося в процессе обучения, поэтому система организации и поддержки образовательного процесса должна обеспечивать формирование индивидуальных образовательных траекторий, возможность включения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения, организации групповой учебной деятельности на уроке и вне урока. При этом немаловажен учет не только результатов учебной, но и внеурочной деятельности учащегося, для чего должна быть предусмотрена возможность формирования, экспорта/импорта личного электронного портфолио учащегося и расширенные возможности для родителей по информированию об учебной деятельности ребенка, выходящие за рамки простого электронного дневника.

Список использованных источников
  1. 1. Роберт И.В., Лавина Т.А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования // М.: ИИО РАО, 2009. – 96 с.
  2. 2. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное // М.: ИИО РАО, 2008. – 274 с.
  3. 3. Чернецкая Т.А., Крупа Т.В. Методические подходы к организации урока на основе активного использования электронных образовательных ресурсов с применением системы программ 1С:Образование 4.1. Школа 2.0. // Информатика и образование, 2012. - №6. – С.17-20.
Тип выступления  Устное выступление и публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.