ИТО
Министерство образования и науки Российской Федерации 
Автономная некоммерческая организация «Информационные технологии в образовании» 
Правительство Республики Марий Эл 
Министерство образования и науки Республики Марий Эл 
Марийский государственный университет 
Межрегиональный открытый социальный институт
 IX Всероссийская научно-практическая конференция «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» 
 «ИТО-Марий Эл-2012»

3D технологии в образовании

Автор: Баданов Александр Геннадьевич, Поч работник образования РФ
ГОУ ДПО(ПК) С "Марийский институт образования"
Технологии для создания трехмерных статических изображений и видеофильмов не сложны, повторяемы и представляют большой интерес у молодежи. Эти технологии можно с успехом использовать в урочной и во внеурочной деятельности.

Анаглиф — метод получения стереоэффекта (3D) для стереопары обычных изображений при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Для получения эффекта необходимо использовать специальные очки, в которых вместо диоптрийных стекол вставлены специальные светофильтры, как правило, для левого глаза — красный, для правого — голубой или синий. Стереоизображение представляет собой комбинацию изображений стереопары, в которой в красном канале изображена картина для левого глаза, a в синем— для правого.  Красно-синие анаглифические очки позволяют «обмануть» мозг и создать иллюзию трехмерности изображения за счет цветового кодирования.

3D-технологии прочно обосновались в мире компьютерной индустрии. Трёхмерное моделирование стало неотъемлемой частью инженерного проектирования всевозможных технических устройств, архитектурно-ландшафтного дизайна и, конечно же, сферы развлечений. Совсем недавно, в 2009 – 2010 гг. на рынке появились 3D-телевизоры домашнего пользования, укомплектованные специальными очками для создания стереоскопического эффекта.

Техника стремительно развивается. В настоящее время появилась замечательная возможность использовать современные технологии,  как создания, так и использования 3D изображений и 3D видеофильмов  в практике образовательной деятельности. Причем предлагаемые варианты опираются на использование свободно-распространяемого программного обеспечения и самостоятельно изготовленные приспособления для работы с фото и видео. Что очень важно, учащиеся сами, под руководством преподавателя,  смогут создавать 3D  видеоролики и 3D фотографии. Тем самым они получают навыки работы с новейшими технологиями, научатся создавать простейшие приспособления для просмотра трехмерных объектов, будут создавать красивые презентации, украшать страницы сайтов и блогов, научатся работать с проектами и получат уникальный, востребованный жизненный опыт.
В качестве примеров использования 3D технологий в образовании можно привести следующие:

  • Показ сложных тем и уроков, тематические уроки и лекции;
  • Создание учащимися собственных 3D изображений и 3D роликов;
  • Написание учащимися 3D проектов, презентаций и работ;
  • Использование этих технологий для развития творческих способностей и профориентационной деятельности;
  • Привлечение внимания учащихся к урокам, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала.
  • Организация внеурочной деятельности, клубов по интересам.
  • Проведение конкурсов и иных мероприятий.

В качестве программного обеспечения в школе  предлагается использование пакета программ Free Studio (http://www.dvdvideosoft.com/ru/). Приложение пакета  Free 3D Photo Maker позволяет создавать (генерировать) трехмерные изображения и трехмерные видеоролики. Для этого достаточно только указать программе на исходное изображение и папку для сохранения результата и готовый материал будет вами получен и  сохранен на диске. Созданные  работы можно внедрять на страницы презентаций, демонстрировать отдельно.

Примеры сгенерированных в этой программе работ доступны по ссылке http://badanovag.blogspot.com/

Специальные очки для просмотра трехмерных объектов можно легко изготовить самостоятельно.  Для этого нужно будет любым доступным способом окрасить две линзы в цвета CMY. Сине-зеленый — для правой линзы, красный (смесь желтого и пурпурного цвета) — для левой и изготовить простейшую картонную оправу.

Оправу можно изготовить из двух слоев картона (ватмана), склеив их вместе и вставив внутрь два кусочка пленки. Схема и размеры изготовления устройства для просмотра представлены на фото ниже.


 
Фото1. Изготовление анаглифических очков

Готовая цветная пленки очень часто имеется в продаже. Если не нашлась такая пленка, то можно создать цветные светофильтры самостоятельно.

Для изготовления светофильтров лучше всего подходит плотная прозрачная пленка  для печати на струйном принтере — она имеет желатиновый слой, который способен впитывать чернила. Хотя подойдет любая плотная пленка. Острыми небольшими ножницами нужно вырезать из пленки два аккуратных квадрата. Затем нужно окрасить светофильтры в красный и синий цвет. Можно использовать для этого спиртовой маркер  или емкость с краской для заправки струйных принтеров.  Одна пленка равномерно закрашивается в красный цвет, вторая  в синий.

Процесс изготовления очков и трехмерных изображений можно организовать на уроке, во внеурочной деятельности, предложить изготовить  (подготовить заготовки) самостоятельно. Остальная работа по созданию трехмерных объектов планируется и организуется педагогами отдельно. Эти технологии можно использовать как в школе, так и в СПУ.

Список использованных источников
  1. Анаглиф. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Анаглиф (Дата обращения 02.04.2012)
  2. Баданов А.Г. 3D изображения (Анаглиф) // [Персональный блог А.Г. Баданова] / Автор А. Баданов [Йошкар-Ола, 2011] URL: http://badanovag.blogspot.com/2012/02/3d.html (Дата обращения 02.04.2012)
Тип выступления  Публикация
Ключевые слова  анаглиф

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.